Заказать билет

ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЧЕР

Газета "Новое время". Коллектив Филармония
ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЧЕР

 

 

Блестящий концерт классической музыки, который состоялся в нашем городе в первое апрельское воскресенье - результат Меморандума о содружестве, заключенного четырьмя филармониями республики. Этот Меморандум дает возможность обмениваться творческими коллективами и вести более активную гастрольную жизнь. 

Гостей из Астаны – Камерный хор государственной филармонии под управлением Гульмиры Куттыбадамовой принимал симфонический оркестр Павлодарский филармонии под управлением главного дирижера Болата Рахимжанова. В концерте принимали участие Камерный хор Павлодарской филармонии, детский хор музыкальной школы №1, солистка Национального театра оперы и балета города Нови-Сад (Сербия) Елена Кончар (меццо-сопрано) и солисты «Астана-оперы», лауреаты международных конкурсов Азамат Жылтыркозов (баритон) и Салтанат Ахметова (сопрано).

Открылся концерт музыкой Жоржа Бизе – концертной версией оперы «Кармен», собранной из лучших оперных фрагментов, сольных и хоровых. Прозвучала она в исполнении камерных хоров Астанинской и Павлодарской филармонии, детского хора, солистов Елены Кончар и Азамата Жылтыркозова и павлодарского симфонического оркестра.

Стансы Сафо из оперы Гуно «Сафо». Каватина Серке из оперы «Айсулу» Мухаметжанова. Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник» Россини. Хоры из оперы Масканьи «Сельская честь». Вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта». Баркаролла из оперы «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха. И в завершение концерта - «Половецкие пляски» Александра Бородина в исполнении камерных хоров и симфонического оркестра. Кто припомнит, когда эта музыка звучала в нашем городе в живом концертном исполнении?

«Это был волшебный вечер», - сказала ведущая концерта Наталья Землякова, прощаясь со зрителями. И это было действительно так. Самая большая городская сцена до предела заполнена музыкантами – артисты симфонического оркестра, артисты Камерных хоров двух казахстанских филармоний. Весь вечер за дирижерским пультом стоял главный дирижер оркестра Болат Рахимжанов. Солисты, как яркие кометы, появлялись на сцене и своим пением приводили зал, в котором яблоку негде было упасть, в восторженное состояние. Нынче павлодарская публика не избалована яркими концертными событиями, встречами с выдающимися исполнителями, с настоящей классической музыкой. И когда это случается, происходит праздник.

Украшением концерта, без сомнения, стали Елена Кончар и Салтанат Ахметова. И, конечно, Камерный хор (такой юный внешне) из Астаны, руководит которым Гульмира Куттыбадамова, по общему признанию, яркий представитель современного казахстанского хорового искусства.

Филармонический Камерный хор Астаны существует десять лет.

Гульмира Куттыбадамова: С ним я работаю с июля 2013 года. Затем в сентябре был проведен конкурс. Состав хора полностью обновился. И, можно сказать, с началом нового концертного сезона Камерный хор филармонии запел в новом составе.

- Чем было вызвано полное обновление хорового коллектива?

Г.К.: В связи с открытием «Астана-оперы» проводился конкурс по набору исполнителей в оперный хоровой коллектив, в балетный коллектив, солистов-вокалистов, дирижеров, музыкантов в симфонический оркестр. И одно из условий контракта - запрет на совмещение работы в других коллективах. В связи с этим прежний состав Камерного хора почти полностью перешел на работу в «Астана-оперу», а в Камерный хор были набраны новые исполнители.

- Пожалуйста, немного о себе расскажите.

Г.К.: По инициативе ректора Казахской национальной Академии музыки Айман Мусаходжаевой в 1999 году мы создали детский хор «Елигай». Этим коллективом я руководила 14 лет. За эти годы мы дважды были в Италии, выступали в Турции. Много ездили по Казахстану. «Елигай» - лауреат многих республиканских и международных конкурсов. В 2006 году мы организовали камерный студенческий хор «Самгау». И этот коллектив тоже лауреат международных и республиканских конкурсов. В 2009 году мы пели на республиканском конкурсе у вас в Павлодаре. В прошлом году были в Алма-Ате и в Италии.

- А вы ушли в Камерный хор?

Г.К.: Нет, я не ушла. Камерный хор работает при филармонии. Я являюсь его художественным руководителем и главным дирижером. Но основное мое место работы – это Казахский национальный университет искусств. Наши студенты работают в составе Камерного хора и получают концертную практику. Половина состава хора – студенты, магистры.

- Есть ли будущее у хорового пения в Казахстане, при том, что оно вообще-то не в традиции казахского искусства?

Г.К.: Сегодня это самый популярный вид искусства. Он же не требует каких-то вложений. Любой человек поет. Но я позволю себе не согласиться с тем, что хоровое пение не в традициях казахского народа. Нам не свойственны были и академические виды искусств, но какие успехи у казахстанской скрипичной школы, какие успехи у казахстанской фортепианной школы, духовой школы! Хоровой жанр такой же академичный, как и эти виды искусств. И с такой же полноценной творческой жизнью по всей республике. Прошлой осенью прошел первый республиканский конкурс имени Бахытжана Байкадамова. Его организовывало министерство культуры. А недавно мы вернулись из Москвы с международного конкурса хоровых дирижеров имени Бориса Григорьевича Тевлина. Что же касается Камерного хора Астаны, то сейчас у нас идет создание коллектива. Если у скрипача есть скрипка, у пианиста есть рояль, то у нас - люди, это живой инструмент. Скрипку настраивают. И рояль настраивают. И разыгрывают их. Уже готовый инструмент, уже мастером созданный. Создание же нашего «инструмента» занимает более длительное время. И параллельно мы делаем новую программу - «Палитра созвучий ХХ века». Сейчас она состоит из 15 произведений 15 авторов. Вся программа а капелла. Мы включили в нее произведения наших классиков Ахмета Жубанова, Бахытжана Байкадамова, молодых казахстанских авторов Алиби Абдинурова, Серикжана Абдинурова, Бахтияра Аманжолова. В эту программу также включены произведения, которые вообще никогда не звучали в Казахстане. Я, во всяком случае, не слышала, чтобы у нас исполнялись произведения Юрия Фалика на стихи Игоря Северянина или современного московского композитора Юрия Евграфова, произведения венгерского композитора Дьерда Орбана или американца Сэмюэля Барбера… Это все будут премьеры .

Накануне концерта мы познакомились и с Еленой Кончар, гостьей из Сербии. Общались, помогая друг другу, на русском.

- Я первый раз в Казахстане, первый раз в Павлодаре, - улыбается Елена Кончар. - Неделю назад у меня был концерт в Алма-Ате. В консерватории имени Курмангазы в честь 70-летия со дня ее открытия. Я пела там русские романсы, арии. У меня огромные эмоции. Я очень счастлива здесь, потому что вокруг меня такие теплые, добрые люди. Они так хорошо отвечают на мое пение, мои эмоции, которые я им отдаю.

- Вы приехали в Казахстан прямо из Сербии?

Е.К.: (Смеется). Да-да. Из города Нови-Сад (это второй по величине город Сербии, он расположен всего в 80 километрах от Белграда, город музеев, галерей и памятников архитектуры. – Т.К.). Я там уже 14 лет прима-солистка Национального театра. Пою и Россини, и Моцарта, и Верди, и Гуно… Из русских опер я пела только Полину в «Пиковой даме».

- Сербия Ваша родина?

Е.К.: Я родилась в местечке Кула. От Нови-Сад всего 50 км. Там мои родители живут. Там я закончила музыкальную школу, а потом перебралась в Нови-Сад и начала учиться пению. Потом я закончила университет в Белграде. Когда мне было 20 лет, мне позвонили из театра и пригласили к себе. Одна солистка ногу поломала и не могла выходить на сцену. Мне повезло. Так бывает. У одного горе, а у другого – наоборот. Я тогда училась в консерватории на третьем курсе, и мне вдруг выпал такой шанс. Я поступила в театр.

- Будучи студенткой консерватории?

Е.К.: Я училась и уже пела в театре. Мне три года платил стипендию музыкальный театр Вены, и я три года с ним работала. Потом в течение года была солисткой в Словении. Часто в Румынии пела, в Венгрии, два года была в Австрии на специализации…

- А какими путями-дорогами добрались до Алма-Аты?

Е.К. Это судьба. Я познакомилась с Шахимарданом Абиловым. Он в Нови-Саде мастер-класс по вокалу давал. Он мне понравился как педагог. И он мне дал ответы на многие вопросы. И еще он мне сказал: «Ты должна приехать в Казахстан и дать концерты в Алма-Ате и Павлодаре». И я должна буду еще раз приехать в Павлодар на его фестиваль в октябре.

- Когда он собирает своих друзей?

Е.К.: Да-да. Я тоже его друзья.

- Вам понравилась Алма-Ата?

Е.К.: О, это огромный город. И в нем большая душа и очень хорошие люди. Они всегда хотят тебе помочь, всегда очень открыты. Я удивляюсь. Для меня это просто божественно.

- А как чувствуете себя у нас, в Павлодаре?

Е.К.: Мне сказали: «Павлодар маленький город». Но для Сербии - это не маленький город. У вас такая огромная страна, что Павлодар называют маленьким. А люди у вас, как одна фамилия (то есть семья. - Т.К.). Меня встретили в аэропорту, сразу стали спрашивать, хочу ли я есть, устала или нет. Мне очень понравились дирижер и оркестр. Оркестр умеет хорошо слушать солиста. Все очень музыкальные. Дирижер такой горячий, как уголь. Видно, что он весь в музыке. И музыка живет в нем. Я люблю петь с дирижерами, которые дают много эмоций. В концерте у вас я буду петь три арии из «Кармен», каватину Розины и арию Сафо из Шарля Гуно. И еще будет дуэт с Салтанат Ахметовой, мы споем Баркароллу из «Сказок Гофмана» Оффенбаха… Я здесь, как дома. Как будто нет восьми тысяч километров от дома. Как будто это мой народ.

Тамара Карандашова